Э. Ширинци: "Я получил предложение, от которого не отказываются"

Как в Швейцарии появился пляжный футбол, откуда у Энджело Ширинци рыцарский орден и кто по его мнению является идеальным футболистом - всё это в интервью главного тренера "Кристалла" клубной пресс-службе.


В: Энджело, сейчас в пляжном футболе Вы специалист с мировым именем. Но как изначально Вы оказались в этом виде спорта? Ведь даже сейчас он находится на стадии развития, а когда начинали Вы - это вообще было чем-то из разряда экзотики, верно?


О: Большое спасибо за комплимент (улыбается). В 25 лет я выступал за полупрофессиональный футбольный клуб в Швейцарии, зачастую исполняя обязанности играющего тренера. Потому уже вскоре я начал мыслить как тренер и полноценно занялся этим ремеслом. Спустя 4 года, в 29 лет, я увидел по телевизору, как Эрик Кантона играет в пляжный футбол на песках Монте-Карло. Увиденное произвело на меня впечатление и не на шутку заинтересовало, потому уже на следующий день я сел в машину и поехал в Монако. Там я познакомился с директором Международной Организации Пляжного Футбола (BSWW) Жоаном Куско, с которым мы обсудили план по привлечению сборной Швейцарии к матчам Евролиги сезона 2001, т.е. всего через год. Я загорелся этой идеей. Ведь футбол на песке 5 на 5 - это футбол в своём лучшем проявлении. Множество голов и огромное количество ярких моментов.





В: В швейцарском пляжном футболе Вы основной двигатель прогресса. Можно сказать, Вы в одиночку развили это направление в своей стране. Скажите, с каким трудностями Вы столкнулись на своём пути при работе в данном направлении? Как Вам удалось популяризовать пляжный футбол в своей стране? И какое сейчас к нему отношение в Швейцарии по Вашему мнению?


О: Да, в 2001 году я был сродни первопроходцу. В Швейцарии ничего и знать не знали о пляжном футболе. Это был абсолютно новый вид спорта. Посему свой путь я начал с того, что обзвонил бывших звёзд швейцарского футбола, таких как Аллен Сюттер, и из них собрал первый созыв национальной сборной, который в итоге и принял участие в Евролиге 2001. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды, поэтому уже год спустя я хотел хороших результатов, а не только участия и неплохой игры. Поэтому я начал искать молодых талантов и привлекать их к пляжному футболу. Деяну Станковичу и Мо Ягги было по 18 лет, когда я включил их в состав команды в 2003-2004 годах. И конечно я не могу не отметить, что успех всего это предприятия был бы маловероятен, без моего друга и бывшего бизнес-партнера Рето Венгера. В его лице на моей стороне был волевой и умный человек, который был способен организовать мероприятие любого уровня в Швейцарии, а также привлечь финансы для развития нового для страны спорта. Сейчас Швейцария - это серьёзная сила в мировом пляжном футболе. В составе команды есть как опытные мастера, так и перспективные молодые таланты. Это говорит о многом.


В: Почему Вы выбрали тренерскую стезю? Чем Вас привлекает эта профессия и когда Вы впервые начали тренировать?


О: Мне нравится руководить, собирать воедино коллектив, генерировать новые идеи и создавать собственное видение игры. Свой первый тренерский опыт я также получил в классическом футболе, получив свою первую тренерскую лицензию уже в 16 лет. В 25 у меня уже была лицензия УЕФА "А". Ну а к 35 года я получил лицензию "Pro". Но при этом, честно говоря, я больше предпочитаю играть в футбол. Я был играющим тренером в сборной Швейцарии до 2015 года. А сейчас, поскольку в моём распоряжении есть более классные игроки, я остаюсь на скамейке запасных (улыбается).


В: В Швейцарии пляжный футбол не носит статус профессионального спорта. У каждого игрока есть основная работа, а футбол - это больше хобби. Вы же полностью посвящены футболу, но при этом у Вас есть юридическое образование, если я ничего не путаю. Скажите пожалуйста, если бы в Вашей жизни не было футбола, Вы бы пошли по пути юриспруденции? Или спорт всё равно затянул бы Вас в свои сети тем или иным способом?


О: Всё верно, статус профессионального спорта имеет лишь Высшая Лига футбола Швейцарии, если мы говорим конкретно о футболе и всех его производных. Для нашего швейцарского менталитета вполне нормально, что молодому поколению ставится в приоритет получение хорошего образования и достойной работы. Потому у всех игроков нашей национальной команды есть основная работа, и на тренировки они ходят вечером, после окончания рабочего дня. Это хорошая рабочая модель для Швейцарии. Одним лишь пляжным футболом невозможно заработать на жизнь, но с хорошей дисциплиной можно вполне гармонично сочетать работу и карьеру пляжного футболиста.


Что касается меня, то помимо моего увлечения футболом, я также получил образование юриста. Но для меня никогда не существовало варианта, что я буду работать на этом поприще. Я знал, что футбол - это то, чем я хочу заниматься всю жизнь. Пляжный футбол стал отличны вариантом для совмещения возможности играть, тренировать, а также развивать новый вид спорта с интересной бизнес моделью. Создавать новый рынок с нуля, искать спонсоров, продвигать новый продукт в массы и в то же время иметь возможность играть по всему миру, защищая цвета своей национальной сборной. Это же фантастика!


В: Вы являетесь новатором в части тактических построений и маневров в пляжном футболе. Вы первый, кто начал использовать схему 2-2 с активным использованием вратаря как полевого игрока. Как Вы пришли к такому решению? И сейчас, по Вашему мнению, в пляжном футболе по-прежнему остается большой простор для смелых экспериментов или теперь всё ограниченно одной-двумя схемами?


О: В 2010 году мне позвонил бывший вице-президент ФИФА Рейнальд Темарии. Он был удивлён тем, как мне удалось создать из сборной Швейцарии боеспособный коллектив, претендующий на самые высокие места. Он очень хотел, чтобы в 2013 году чемпионат мира прошёл на Таити, поэтому он попросил меня создать конкурентоспособную национальную команду. Это была сложная, но крайне интересная задача: создать команду с нуля за 2 года. Я согласился, но при условии, что мне предоставят всё необходимое для реализации моих идей. После получения одобрения я начал каждые два месяца летать на Таити, где проводил по 2-3 недели, а летом 2011 и 2012 годов уже вся команда в полном составе прилетала на 2 месяца в Швейцарию. Во время наших тренировок я заметил, что у вратаря Джо Торохиа очень хорошая техника владения мячом, более свойственная полевым игрокам. Я решил использовать этот козырь и получить численное преимущество в атаке, когда он выходил из ворот и делал хорошие передачи ногами. Мы прекрасно проявили себя на чемпионате мира и уступили Бразилии в малом финале лишь по пенальти, когда основное время матча завершилось со счётом 7:7. Всё мировое сообщество было впечатлено игрой Таити и другие страны начали копировать наш стиль. Кстати говоря, 2 года спустя сборная Таити вышла в финал чемпионата мира, а Торохиа был номинирован на звание лучшего вратаря мира. Как и Хейману Тайаруи годом ранее был номинирован на звание лучшего игрока мира.


На данный момент большинство команд играют по системе 2-2, но я думаю, что вскоре это снова изменится, благодаря новым идеям (улыбается).


В: За время своей работы со сборной Таити вы сумели проникнуться их культурой?


О: Конечно. За время моей работы с этой командой я часто бывал на острове и завёл много новых друзей. Мы были единым коллективом, полностью посвятив себя нашей цели. Мы были словно семья. После чемпионата мира президент Французской Полинезии вручил мне рыцарский орден. Также о моей работе с командой был снят документальный фильм. Посему да, Таити занимает особое место в моём сердце и у меня осталось множество невероятных воспоминаний о том периоде. Я до сих пор поддерживаю контакт со всеми игроками.




В: Ваш первый заход в "Кристалл" в 2012 году. Как это было? Кто Вас пригласил? Какую функцию Вы выполняли? И какое сейчас, на контрасте с нынешним "Кристаллом, производила впечатление та команда?


О: В 2012 году Сергей Анохин из Российского Футбольного Союза порекомендовал мою кандидатуру Олегу Баринову, президенту "Кристалла". Олег Петрович хотел, чтобы я помог Александру Елизарову в формировании состава команды на сезон и поделился моим видением построения игры. И мы провели вместе несколько плодотворных недель. На контрасте с нынешним "Кристаллом" та команда смотрелась сыро (улыбается). Но это и не удивительно, практически ни у кого тогда не было опыта игры на песке за плечами.


В: 2018 год. Вы становитесь главным тренером "Кристалла". Насколько неожиданным для Вас было это предложение? И не казалось ли для Вас в то время работа клубным тренером в другой стране чем-то рискованным?


О: Возвращаясь к 2012 году, тогда я познакомился со спортивным директором команды Владимиром Гавриловым. В 2018 Владимир Васильевич спросил меня, интересно ли мне вновь вернуться в "Кристалл", но уже в новой роли. Но тот момент команда уже успел стать большим игроком в пляжном футболе, с великолепным игроками в своём составе. Само собой это было предложение, от которого невозможно отказаться. Для меня это стало новым вызовом. Разумеется, одновременно совмещать роли клубного тренера и тренера сборной непросто, но у меня было много энергии и желания. Я был готов к этому.


В: Владимир Гаврилов в своём недавнем интервью сказал, что схема чемпионата, в которой плей-офф проводится в одну игру, необъективна. А какой Вы видите схему самого оптимального и сбалансированного чемпионата?


О: Я придерживаюсь точно такого же мнения. Для меня чемпионом должна становится та команда, которая лучше всех проявила себя в сезоне. Если ты выиграл все матчи в регулярном чемпионате, но уступил в одном матче Суперфинала, то тогда победившей в этой игре - настоящий чемпион? Я считаю, что для чемпионата наиболее объективен розыгрыш по круговой системе: кто выиграл больше матчей и набрал наибольшее количество очков, тот по праву и заслуживает звания чемпиона. А схема с играми на вылет больше подходит для кубковых соревнований.


В: В этом году "Кристалл" упустил чемпионство, но выиграл Кубок России и Euro Winners Cup. Как при таком раскладе Вы оцените этот сезон? И насколько важно лично для Вас было выиграть свой первый титул EWC в качестве тренера "Кристалла"?


О: Разумеется, я всегда хочу побеждать в каждом матче. Но если говорить честно, то для меня титул EWC был как незакрытый гештальт. В 2018-м мы выиграли все национальные трофеи, но остановились в шаге от еврокубка. Посему если бы у меня был выбор: выиграть что-то одно, чемпионат или лигу чемпионов, я бы выбрал второе. Поэтому я доволен сезоном 2020 (улыбается).


В: Составьте свой портрет идеального пляжного футболиста. Например: интеллект - Краш, бисиклета - Отт, скорость - Родриго, выносливость - Озу и т.д.. Есть ли кто-либо в мире из действующих игроков, кто наиболее близок к званию идеального пляжного футболиста?


О: Это очень сложный вопрос. Каждый из названных вами игроков обладает великолепными индивидуальными качествами, причем не только теми, на которых был сделан акцент. Однако, по моему мнению в мире есть один игрок, который наиболее близок к званию идеального пляжного футболиста. Это Датинья.


В: Кто самый сложный оппонент по тренерскому ремеслу в вашей спортивной карьере?


О: О, в пляжном футболе много первоклассных тренеров (улыбается). Я стараюсь изучать и адаптировать лучшие идеи моих коллег. Как ведущий инструктор ФИФА, с 2005 года я побывал практически во всех уголках мира, обучая и обмениваясь опытом с различными тренерами. По сей день я не перестаю самосовершенствоваться и постоянно открываю для себя что-то новое. Обычно я не выделяю какого-то особенно, как моего оппонента, но если задуматься, то я бы назвал Николая Писарева. Мы дружим с 2002 года, когда он начал свою карьеру в пляжном футболе со сборной России.


В: Сейчас в Вашей жизни есть практически всё, о чём только можно мечтать: любимая работа, успешность в профессии, признание коллег и игроков, прекрасная любящая семья. Осталось ли в Вашем персональном списке такое желание, которое бы Вам очень хотелось реализовать?


О: Я считаю, что здоровье и семья - это самое важно, что есть в жизни. Я надеюсь, что в эти непростые времена, все мировые проблемы найдут своё решение как можно скорее. Особенно та, что касается пандемии. Таково моё заветное желание.