А. Папоротный: "Первое впечатление от "пляжки"- больше не приду"

Артур Папоротный, один из ведущих игроков петербургского «Кристалла» и сборной России по пляжному футболу, рассказал в интервью порталу Spbdnevnik.ru о том, какими травмами опасна игра на песке, можно ли обгореть на солнце за матч и каковы заработки в этом виде спорта.


– Артур, для вас все началось с баскетбола?

– В первом классе в школу пришел баскетбольный тренер Сергей Степанов – был набор в Василе­островскую спортшколу. Решили с родителями попробовать. И довольно успешно там занимался до 10-го класса, исполнял роль разыгрывающего.


– Почему ушли из баскетбола?

– У тренера появилась еще одна группа – младшего возраста. А нас объединили в одну команду – кто-то играл, кто-то нет. Ребята постепенно перестали ходить на тренировки. Не видели перспектив. Вообще, из пяти возрастов нашей школы профессионально заиграл только один Федор Дмитриев.



– Дальше вы сконцентрировались на мини-футболе?

– Футбол всегда нравился. Занимался параллельно с баскетболом, больше во дворе играл. С 2005 года у нас появилась команда «Штурм». Мы стали играть на городских турнирах. Но от искусственных полей у меня появились травмы. В 2009 году взял паузу из-за повреждения на два месяца. Неожиданно позвонил тренер Игорь Карельский, мы с ним пересекались на турнирах. Видимо, запомнил мои данные: что высокий, с ударом. Предложил попробовать себя в новой команде в пляжном футболе. Мол, все травмы на песке пройдут. Я и согласился. Поехал на тренировку в Сестрорецк.


– Каким было первое впечатление от новой игры?

– Очень «не очень»! (Смеется.) Это было еще в начале мая, прохладно, и тренировка вечерняя. Ребята бежали и били с песка. Мне показалось, что это просто. Разбежался, мяч прокинул и… ударил в песок. Второй раз – то же самое. И дальше все упражнения давались тяжело. Тренер спросил после окончания тренировки: «Ну как?» Я про себя подумал, что больше не приду. Но сказал: «Вроде бы ничего». Вторая тренировка была на Крестовском, на стадионе на месте нынешней «Сибур Арены». Уже другие были ощущения: и тепло, и песок не очень глубокий – для новичков полегче. Так потихоньку у меня пляжный футбол начался. В 2011-м на сборы национальной сборной в Турцию пригласили.


– Что вам тяжелее давалось первое время в новом виде спорта?

– Техническое оснащение. Я игрок достаточно высокий, габаритный. И хотя себя никогда совсем «деревянным» не считал, в «пляжке» оказалось намного сложнее. Особенно мяч быстро поднять на скорости, принять его на лету. 


– Уроки акробатики берете? Ведь удары через себя в воздухе – один из привлекательных моментов? 

– Гимнастика, акробатика, растяжка. На батутах прыгали, сальто делали на гимнастической дорожке, в «яму» сигали. Люди, которые не умели бить через себя, прыгали на матрасах надувных, учились делать. И все в команде подтянули этот элемент.



– Именно после таких ударов чаще всего и возникают травмы у пляжных футболистов?

– Если падаешь на песок, это не так страшно. Бывает, защемило в позвоночнике. Но с этим может справиться любой массажист. Это все нормально. Серьезные травмы – растяжения, переломы, вывихи – когда падаешь на колено или стопу. Но, в принципе, бисиклета – не такая опасная штука.


– Успевает ли игрок обгореть за матч и как с этим бороться?

– От этого никуда не деться. Обычно кремом мажемся, на скамейке стараемся использовать кепки и полотенца. В Парагвае в декабре прошлого года чемпионат мира проходил, местный гид рассказывал, что 15 лет такой жары не было. На солнце плюс 40 было. Такое пекло, что холодной водой обливаешься и ничего не чувствуешь.


– Вы обыграли на этом чемпионате мира сборную Бразилии. Были ли среди бразильцев игроки, которые вас шокировали своей техникой?

– У нас в «Кристалле» как раз играл такой – Жоржиньо. У него сумасшедшая техника. Любой мяч на любой скорости он поднимал, принимал, от вратаря передачу любой частью тела мог обработать: «щекой», пяткой, подъемом. Мяч у него был, как приклеенный. В большом футболе такой уровень только у Месси, Роналдиньо.


– Из выступлений за сборную для вас какой главный турнир?

– Чемпионаты мира особняком стоят. И Европейские игры в Баку, когда мы чемпионами стали. Атмосфера и организация – классные. Олимпийская деревня, «Русский дом», команды по разным видам спорта из разных стран. Боксеры, волейболисты… Все жили вместе.


– Я правильно понимаю, что у вас сдельная зарплата в сборной – чем больше выиграешь, чем выше место, тем больше заработал?

– Премии выплачивают только за три первых места на международных турнирах. Минус 13% налоги. В «Кристалле» премия за выигрыш чемпионата России – 300 тысяч рублей. Но все равно, даже с учетом матчей сборной, за год не больше 2 миллионов выходит. Миллион – зарплата, и столько же премиальные, но их надо еще заработать. Порой спрашивают: «Мол, не обидно, что они получают миллионы, а вы копейки?». Мы говорим всегда, что у них свой футбол, а у нас – свой. Да, иногда смотришь чемпионат России, какие там люди выходят, в глубине души задаешь вопросы: «Почему так?» Но, наверное, так сложилась ситуация: что кто-то попал в одну игру с мячом, а кто-то в другую.



Цифры:


11 титулов Артур Папоротный выиграл в составе «Кристалла» (Санкт-Петербург) – 5 раз чемпионат России, трижды Кубок и один раз Суперкубок России, дважды Кубок Европейских Чемпионов.


3 медали завоевал Артур Папоротный со сборной России на чемпионатах мира – золото (2011) и две бронзы (2015, 2019), также он стал чемпионом Европейских игр 2015 года, прошедших в Баку.